Набор петель начального ряда


Процесс образования трикотажно­го полотна происходит путем вывязы­вания петель из ниток с помощью двух спиц.

Правильная постановка рук, пальцев способствует получению ров­ного петлеобразования с достаточной скоростью вязания.

Руки должны быть согнуты в локтях и не иметь опоры, а свободно передвигаться при работе. При вы­вязывании петель самыми подвижны­ми пальцами должны быть указа­тельные. Клубок, из которого вяжут, лежит с левой стороны перед вывя­зываемым полотном, нитка свободно поступает к рукам.

Вязание изделия или образца начинают с набора петель начально­го ряда. Петли набирают на двух спицах, сложенных вместе. Так по­ступают для того, чтобы петли на­чального ряда легко растягивались и легче было провязать петли сле­дующего ряда.

Конец нитки от клубка идет для закрепления петель начального ряда (длина его зависит от количества на­бираемых петель — он примерно в три-четыре раза длиннее ширины вывязываемого полотна), нитку кла­дут на указательный палец, затем обводят вокруг большого пальца (снизу вверх) так, чтобы на нем об­разовалась петля, оба конца нитки придерживают остальными тремя пальцами левой руки (рис. 1, а).

Держа две спицы, сложенные вместе, в правой руке, вводят их сни­зу вверх в петлю на большом пальце, захватывают рабочую нитку с ука­зательного пальца и протягивают ее в петлю на большом пальце, образуя петлю на двух спицах (рис. 1, б).

Петлю с большого пальца сбрасывают и снова вводят его под нитку, тем самым затягивая образовавшуюся петлю на спицах и вновь образуя петлю для повторного вывязывания петли (рис. 1, в).

Последующие петли набирают на спице таким же образом, придер­живая их указательным пальцем правой руки. Набрав нужное коли­чество петель, одну из спиц освобож­дают, и ею начинают вязать первый ряд.

При вязании узора первую край­нюю петлю всегда переснимают с левой спицы на правую. Последнюю крайнюю петлю вывязываемого ряда провязывают лицевой или изнаноч­ной петлей.

Первая крайняя и последняя край­няя петли, а также начальный ряд являются кромочными, в раппорт узора они не входят.

Раппортом называется элемент узора, состоящий из определенного количества петель и рядов, повторе­нием которого создается общий узор.

Например: раппорт узора состоит из 4 петель и 8 рядов. Для вязания образца набирают 22 петли. Раппорт узора повторяют при этом количест­ве петель 5 раз, 2 петли будут крайними, они в раппорт узора не входят.

Записывают: 1-й* ряд, 2-й ряд и т. д. до тех пор, пока раппорт узора не будет записан полностью, а затем следует повторение рядов, т.е. пишут: «9-й ряд — раппорт узора повторяют с 1-го ряда».

Возможно, что узор повторяют со 2-го ряда или с 4—5-го ряда, а пер­вые ряды вяжут только для начала вязания узора.

Лицевая сторона узора чаще всего расположена по четным рядам (к ра­ботающему), но бывают исключения, и это в узорах помечают: «Лицевая сторона по четным рядам».

При вязании изделия или образ­ца для симметрии края часто при­бавляют или убавляют 1 — 2 и бо­лее петель от последнего раппорта узора.

Например: раппорт узора состоит из 8 петель плюс 1 петля. Для об­разца набирают число петель трех раппортов: 8х3=24 петли. Для симметрии узора прибавляют 1 пет­лю: 24 + 1 = 25 петель. Для вязания образца набирают 25 петель + 2 пет­ли (крайние) = 27 петель.

Еще пример. Раппорт узора со­стоит из 4 петель минус 1 петля. Для образца набирают 20 петель: 4х5 = 20 петель. Для симметрии узора убавляют 1 петлю: 20 — 1 = 19 пе­тель. Для вязания образца набирают 19 петель + 2 петли (крайние)  = 21 петля.

Очень часто в записях можно уви­деть звездочки (*), которые означают повторение узора. Раппорт узора заключен между звездочками. Опи­сание дополнительных петель до звездочки дается только для начала вязания ряда, описание дополнитель­ных петель после звездочки — толь­ко для конца вязания ряда. Дополни­тельные петли повторяются в ряду только один раз. Описание узора, за­ключенного между звездочками, повторяют нужное количество раз в зависимости от количества петель на спице.

Для вывязывания изделий или образцов используют различные виды петель, создавая разнообразные узо­ры. В одном узоре могут сочетаться несколько видов петель.

Л. С. Пучкова, «Кружок художественного вязания», 1978 г

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *