Основы цветоведения


Для того чтобы овладеть композицией рисунка (построением), соче­танием цветовой гаммы, свойствами цвета, закономерностями сочетания цветов и оттенков, законами гармонии, необходимо познакомиться с об­щими правилами основ цветоведения.

В качестве основы при определении цветовых тонов и правильного сочетания берется цветовой спектр, который можно получить, пропустив луч солнца через стеклянную призму. В природе часто можно наблюдать сочетание красок в радуге, в капле росы, при прохождении луча солнца через каплю воды.

Спектр состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Каждый цвет отделен от друго­го целой гаммой промежуточных. Основными цветами спектра являются красный, желтый, синий. Остальные можно получить при смешении двух основных цветов, например, смешав красный цвет с желтым, получим оранжевый цвет, синий с желтым — зеленый цвет, красный с синим — фиолетовый. Можно смешивать не только основные цвета, но и цвета, расположенные один против другого в цветовом круге радуги.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические (по-гречески хрома -«цвет», ахрома — «отрицание цвета»). К группе ахроматических цветов относятся черный, серый, белый, которые определяются только светлотой, то есть относительной близостью данного цвета к белому. К группе хроматических цветов относятся цвета спектра и все их про­межуточные цвета, которые характеризуются основными тремя свой­ствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.

Светлота цвета — это относительная близость к белому цвету, например: красный и розовый, синий и голубой и т. д.

Цветовой тон — это отношение цвета к его оттенкам. Разницу в цветовом тоне одного и того же цвета можно обнаружить, смешивая краски, например, желтая краска без примеси другого цвета будет от­личаться от такой же краски с примесью красного или синего цвета (желтая, оранжево-желтая, желто-зеленая).

Насыщенность цвета — это степень его яркости, которая может изменяться в зависимости от наличия в нем серого цвета. Чем больше хроматический цвет отличается от серого, тем он насыщенней. Наиболее чистыми и насыщенными являются цвета спектра.

Хроматические цвета делятся на теплые и холодные. Теплые цвета передают чувство теплоты, напоминая цвет солнца (красный, желтый, оранжевый и все их тона). Холодные цвета передают чувство холода (синий, зеленый, фиолетовый и все их тона). Теплота и холодность тона зависят от преобладания в нем оттенка холодного или теплого цвета, например: красный цвет может быть холодным, если он с синим оттен­ком, зеленый — теплым, если он с желтоватым оттенком. Теплые тона привлекают большее внимание и создают впечатление близости пред­мета, холодные — его отдаленности. Возьмем для примера синий и жел­тый цвета; желтый цвет обладает наибольшим приближающим, а синий-наибольшим удаляющим эффектом. Пользуясь этими свойствами цветов, вышивальщица может усилить рельефность деталей вышивки, сделать узор более четким, передать объемность форм. Фон для вышив­ки следует брать отступающего тона, а рисунок вышивать выступающи­ми тонами. Все хроматические цвета хорошо выступают на сером фоне.

Искусству подбора цветов можно учиться у природы. Чистые цвета спектра в природе встречаются редко, например, зеленый обычно имеет сероватый или коричневатый оттенки, красный — коричневатые. Сероватые, коричневатые тона придают сочетаниям красок спокойный, приятный характер. В вышивке не рекомендуется пользоваться только чистыми цветами спектра. Лучше использовать полутона, промежуточные оттенки цветов. Такие сочетания более мягкие, спокойные и лучше смотрятся. С ярким хорошо сочетаются серые и коричневые цвета и их оттенки, а также белый и черный цвета, например: синий хорошо сочетается с серым, белым, черным, но если еще добавить коричневый цвет, то получится более мягкая гамма. Наиболее легкое и спокойное сочетание наблюдается в пределах оттенков одного цвета: бледно-голубого, голубого, густо-голубого, синего.

В сочетаниях одни цвета дополняют, оживляют друг друга, а другие теряют значительную часть своего тона, например, красный цвет рядом с синим выглядит ярко-красным, а синий рядом с желтым значительно ярче, чем желтый. Если поставить рядом красный и желтый цвета, то красный потеряет яркость и приобретет желтый оттенок. Так же синий теряет свою силу и красоту рядом с зеленым цветом. Красный цвет на белом фоне становится темнее, а на черном фоне — ярче.

В вышивке должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета, то есть должна присут­ствовать цветовая гармония. Признаком гармоничности сочетаний яв­ляется свойство тонов взаимно повышать звучность цвета, не производя впечатления пестроты, то есть надо, чтобы каждый цвет или тон узора, взятый в сочетании с другими цветами, не выпячивался и не пропадал, а участвовал в создании общего впечатления от изображения, подче­ркивая его главные детали.

Находя гармоничные сочетания, следует учитывать количественное соотношение цветов, например, зеленый цвет на красном фоне — сочета­ние резкое, неприятное, а небольшое красное пятно на зеленом фоне производит очень спокойное впечатление.

Все эти указания являются общими, элементарными в подборе цве­тов. При вышивании может встретиться много затруднений, но надо помнить, что чем больше и вдумчивее будет работать вышивальщица, тем скорее она освоит процесс художественной вышивки.

Л. Сычева, «Вышивка», 1992 г

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *