УРОК 6


Тема: основные понятия и термины, кратко об одежде, роль цвета в одежде, основные размерные признаки женских фигур, краткие сведения о тканях, определение лицевой стороны ткани, декатирование тканей

Основные понятия

Аксессуары — предметы, которые дополняют костюм, де­лают его законченным. К ним относятся шляпы, сумки, перчат­ки, обувь, ювелирные и другие украшения.

Ансамбль — комплект одежды и дополняющие ее аксес­суары.

Гардероб — набор комплектов одежды и аксессуаров. Ве­щи, входящие в гардероб, предназначаются для различных се­зонов, времени суток и т.д.

Гарнитур — несколько предметов одежды определенного назначения, которые шьют или вяжут из одного и того же мате­риала, например шапка, шарф и перчатки.

Комплект — набор нескольких предметов одежды, кото­рые в совокупности составляют единое целое (блузка, юбка и жакет; платье и жилет; платье и пальто и т.д.).

Костюм — несколько (обычно два) предметов одежды .(юбка или брюки и пиджак, жилет, блузка), представляющих собой единое целое.

Мода — от латинского слова modus (мера). В житейском по­нятии она представляет собой предпочтение определенных форм одежды, расцветок, рисунков и фактур ткани. В моде оп­ределенным образом отражаются экономические и социальные процессы, происходящие в обществе.

Модель — образец одежды, новый по форме, материалу, отделке или другим качествам.

Платье — вся одежда, кроме белья. В общепринятом поня­тии — женская одежда, состоящая из соединенных между собой лифа и юбки.

Покрой — конструкция изделия, характеризующаяся ти­пом рукава и проймы.

Втачной рукав конструируется отдельно от полочки и спинки, его линия проймы начинается от плечево­го шва.

Реглан — подобен втачному рукаву, его линия проймы начинается от горловины.

Цельновыкроенный рукав конструи­руется вместе с полочкой и спинкой, у него отсутствует линия проймы.

Силуэт — это контур одежды, характеризующийся сте­пенью прилегания изделия к фигуре, высотой и шириной плеч, а также длиной и шириной изделия по низу.

Цветовая гармония — согласованность, стройность в сочетании цветов.

Термины, употребляемые при выполнении ручных работ

Вспушить — закрепить обработанный край детали изде­лия потайным швом с лицевой стороны.

Выметать — закрепить края деталей стежками временно­го назначения с образованием переката шва, канта, рамки.

Заметать — закрепить подогнутые края изделия сметоч­ными стежками.

Контрольная точка (КТ) — пометка, предназначен­ная для обозначения мест совпадения совмещаемых деталей.

Надсечка — разрез на ткани длиной 0,2-1 см.

Наметать — соединить две детали, наложенные одна на другую, сметочными стежками временного назначения.

Обметать — обработать срезы деталей обметочными стеж­ками для предохранения их от осыпания.

Подшить — прикрепить подогнутый край потайным или открытым подшивочным швом.

Приметать — присоединить деталь к изделию сметочны­ми стежками временного назначения.

Припосадить — сметать детали, при этом одну из деталей держать свободнее другой.

Пришить — прикрепить вручную к изделию отдельные де­тали и фурнитуру: карманы, бейки, пуговицы, кнопки, крючки.

Сметать — соединить детали изделия по намеченным ли­ниям сметочными стежками временного назначения.

Термины, употребляемые при выполнении машинных работ

Втачать — соединить швом рукав с проймой или воротник с горловиной.

Настрочить — наложить одну деталь на другую и проло­жить шов по лицевой стороне.

Обтачать — соединить деталь машинной строчкой с косой, подкройной, поперечной или долевой полоской (бейкой), обо­гнув ею край детали.

Подрубить — подшить на машине край подогнутого среза.

Притачать — присоединить к изделию мелкие детали.

Прострочить — проложить строчку по краю изделия на желаемую ширину.

Стачать — соединить детали постоянной машинной строч­кой.

Стежок — законченный цикл переплетения ниток между двумя проколами иглы.

Строчка — повторяющийся ряд однородных стежков, вы­полненных на швейной машине.

Шов — скрепление двух или нескольких деталей с по­мощью ниток. Расстояние от среза до строчки называется шири­ной шва.

Перекат шва — переход (перекатывание) материала од­ной детали за границу шва на другую деталь.

Закрепка — двойная, совмещенная строчка (вперед и на­зад), служащая для закрепления деталей.

Термины, употребляемые при раскрое

Корт — часть полочки, заходящая за линию середины пере­да и являющаяся припуском на застежку.

Вытачка — часть ткани, убираемая путем стачивания. Вы­тачки делают для придания изделию желаемой формы.

Горловина — вырез для шеи спереди от плечевого среза до середины переда.

Защипы — застроченные мелкие складочки на лицевой стороне изделия, применяемые в качестве отделки.

Клапан — деталь, прикрывающая вход в карман. Настра­чивается вдоль верхнего среза.

Ластовица — деталь в виде ромба, прямоугольника или квадрата, которая втачивается в изделие для обеспечения сво­бодного движения руки в цельнокроеном рукаве.

Лацкан — отворот борта, т.е. отогнутая на лицевую сторо­ну верхняя часть борта.

Листочка — деталь, прикрывающая вход в карман. Лис- точкой обрабатывают нижний срез кармана.

Подкладка кармана — основная деталь внутренней части кармана.

Обтачка — деталь, предназначенная для обработки среза кармана, горловины, проймы, петель.

Окат— верхняя часть рукава.

Отлет — обработанный, непришивающийся край детали (воротник, волан, баска и т.п.).

Подборт — деталь, которой обрабатывают борт полочки.

Подзор — полоска из основной ткани, стаченная с под­кладкой кармана.

Полочка — половина передней части лифа изделия.

Пройма — вырез от плечевых до боковых срезов на спин­ке и полочке для соединения рукава с лифом.

Рельеф — конструктивная линия, вдоль которой часто прокладывают декоративную строчку.

Рулик — простроченная и вывернутая полоска ткани, вы­кроенная по косой нити.

Спинка — задняя часть лифа изделия.

Шлевка — деталь, встрачиваемая в верхний срез юбки, брюк, через которую пропускается пояс или ремень.

Шлица — обработанный разрез по низу юбки, пальто, пид­жака, рукавов.

Термины, употребляемые при влажно-тепловой обработке

Заутюжить — загладить оба среза шва или складки в од­ну сторону.

Отпарить — удалить блеск (ласы) на материале, возник­ший при утюжке без проутюжильника.

Оттянуть — увеличить линейный размер деталей с по­мощью влажно-тепловой обработки.

Отутюжить — разгладить готовое изделие.

Приутюжить — уменьшить толщину ткани в швах, склад­ках, вытачках.

Декатировать — разгладить ткань через влажный проутюжильник для уменьшения ее усадки при дальнейшей обра­ботке.

Разутюжить — разъединить срезы шва на две стороны и прогладить утюгом.

Сутюжить — сократить ткань в желаемом направлении. Например, сутюжить края полочек для получения выпуклости в области груди, сутюжить слабину в концах вытачек.

Места, подлежащие сутюжке, увлажнить, придавить горя­чим утюгом с изнанки, припосаживая ткань.

Кратко об одежде

Ознакомившись с основными терминами, Вы, очевидно, убе­дились, что понятие «одежда» достаточно сложно. Наиболее емким и требующим уточнения является термин «гардероб».

Свой гардероб женщина должна создавать с таким расчетом, чтобы в нем не было лишних предметов, неудачных цветовых сочетаний, а главное, таких вещей, которые ей не идут, т.е. не гармонируют с цветом глаз, волос, кожи, не соответствуют типу ее телосложения, темпераменту, возрасту и профессии. Гардероб каждой женщины должен определяться не только се­зоном, но и временем суток, родом занятий и т.д.

В утренние и вечерние часы наиболее удобен халат — ле­том — ситцевый или шелковый, зимой — фланелевый, байко­вый, махровый или стеганый.

В дневное время дома Вы будете чувствовать себя комфорт­но в платье, блузке с брюками или юбкой, платье-халате, са­рафане. Модели должны быть несложны, но современны по форме, с удобной застежкой и карманами. Ткани предпочти­тельны неплотные. Нежелательно донашивать дома нарядные шерстяные и шелковые платья, вышедшие из моды. Их лучше обновить, сделав достаточно модными, но менее нарядными.

При выборе моделей одежды для работы необходимо учиты­вать профессию и занимаемую должность. Важно, чтобы женщи­на чувствовала себя всегда уместно одетой. Наиболее ограни­чен выбор одежды для женщин, работающих в сфере торговли, медицинских работников и др., так как для них обязательна спецодежда (обычно халат). Но и служебный халат при жела­нии можно сделать нарядным, хорошо сидящим на фигуре, до­полнить красивой блузой, бусами, кулоном. Наиболее тщатель­но должны подходить к выбору одежды женщины, работающие в сфере образования. Ведь для них одежда это не только пред­мет потребления, но и предмет воспитания вкуса учащихся. Одежда этой категории женщин не должна быть экстравагант­ной, вычурной, очень яркой, чтобы не отвлекать слушателей. Женщинам этих профессий хорошо иметь достаточное коли­чество модных, хорошо гармонирующих друг с другом вещей. Это могут быть платья, блузки, сарафаны, юбки, жилеты, жаке­ты и аксессуары к ним, например украшения из янтаря, куло­ны макраме, неяркие и недорогие броши и т.п. Комбинации из этих вещей позволят практически ежедневно менять одежду и выглядеть всегда модно.

Нарядные платья могут иметь несколько вариантов отделок и украшений. Эти платья в зависимости от моды могут быть очень узкими или широкими, их могут дополнять различные жакеты, шарфы. К такому платью допустимы дорогие ювелир­ные украшения. Ткань должна быть эффектной — шелк краси­вых структур, дорогая шерсть, трикотаж. Обувь и сумка также должны соответствовать общему стилю.

Покрой вечернего платья должен быть оригинальным с ост- ровыраженным современным силуэтом. Обувь — очень наряд­ная, модная.

Одежда для отдыха и спорта может быть весьма разнообраз­ной по форме, используемым материалам и элементам. Очень удобны пляжные халаты, платья-халаты, юбки-брюки с блузка­ми, шорты, блузоны, различные спортивные костюмы. Эта одежда должна быть проста и удобна. Для ее изготовления ис­пользуются хлопчатобумажные, легкие шелковые, льняные ткани или трикотажные материалы ярких, сочных расцветок. Обувь должна быть легкой и удобной.

Женщина, имеющая в своем гардеробе небольшое количест­во подобранных со вкусом предметов, за счет умело составлен­ных из них комбинаций может выглядеть значительно лучше, чем многие обладательницы больших, но безвкусных гардеро­бов.

Как бы ни был богат гардероб, вещи не будут хорошо смот­реться, если за ними нет надлежащего ухода. Хранить вещи не­обходимо в шкафу на плечиках, длина которых обязательно должна соответствовать ширине плеч платья. Для защиты одежды от пыли желательно покрывать ее чехлами из хлопча­тобумажной ткани. Для этой цели можно использовать вышед­шие из употребления блузки или наволочки с отверстием для выхода крючка плечиков. Прежде чем повесить одежду в шкаф, ее нужно проветрить и подсушить в течение 1-2 ч. Шкаф нужно время от времени проветривать при открытой форточке. Загрязнившиеся нарядные и выходные платья необходимо сдавать в химчистку, отпоров предварительно пуговицы, а домаш­ние можно стирать самим (лучше вручную).

Чтобы обувь как можно дольше сохраняла хороший внеш­ний вид, за ней нужно тщательно ухаживать. Ее необходимо регулярно чистить специальными кремами (можно использовать и защитные кремы для рук). Обувь следует хранить в ко­робках, плотно набив в носок бумажный или матерчатый там­пон.

Цвет и зрительные иллюзии

Цвет играет большую роль в зрительном восприятии одеж­ды. Все цвета делятся на ахроматические (бесцветные) — бе­лый, серый, черный — и хроматические (цветные). Хроматичес­кие цвета в свою очередь принято делить на теплые и холод­ные.

Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый, желто-зеле­ный) ассоциируются с представлениями о солнце и огне.

Холодные цвета (голубой, зелено-голубой, синий, сине-фио- лстовый) называют так потому, что они связаны с представле­ниями о воде, лесной прохладе, льде, металле.

Кроме основных цве­тов, существуют еще па­стельные тона, которые образуются из основных путем их смешения и смягчения насыщеннос­ти. Эти тона требуют не­которого оживления, ес­ли собственный цвет глаз и волос недостаточно вы­ражен. Не все сочетания цветов выглядят одина­ково красиво. Хорошего сочетания можно добить­ся, только зная свойства гармонирующих цветов, как родственных, так и контрастных.

Гармония родственных цветов бывает трех видов: одноцветная, при которой цвета и оттенки отличаются только степенью насыщенности, преобладающая — в ней сочетается несколько оттенков одного, преобладающего, цвета и аналогичная — здесь наблюдается сочетание цветов, рас­положенных рядом в цветовом круге, т.е. смежных.

Красивы и оригинальны сочетания, умело составленные из контрастных цветов, лежащих на противоположных сто­ронах круга. Комбинации контрастных цветов могут быть весь­ма разнообразны, но особенность их состоит в том, что они очень хорошо подчеркивают друг друга.

Каждой женщине необходимо знать свой цвет, чтобы из ре­комендуемых журналами мод на каждый сезон цветов она мог­ла выбрать тот, который ей больше всего идет.

Свою любимую гамму в одежде можно слегка изменять, об­новляя ее, или сохранять несколько лет, а иногда и всю жизнь. При подборе предметов одежды по цвету нужно учитывать не только сезон, но и возраст и тип фигуры. Если гардероб не слишком обширен, основные предметы одежды следует иметь скромных цветов, так как в этом случае одежду легче разнооб­разить с помощью отделок.

Цвет способен не только характеризовать одежду, но и соз­давать так называемые зрительные иллюзии, которые пред­ставляют собой искаженное восприятие предметов, связанное с особенностями зрения. Умело используя их, можно скрыть не­которые дефекты фигуры, неумелое же использование приве­дет к обратному результату. Из всего многообразия зрительных иллюзий при шитье изделий наиболее часто используются следующие: иллюзия заполненного пространства, цвета, острого и тупого угла, а также иллюзия переоценки линий.

Иллюзия заполненного пространства использует­ся и тех случаях, когда желательно зрительно изменить длину фигуры.

Для увеличения длины темные детали должны распо­лагаться в верхней, средней и нижней части фигуры (рис. 2, вариант 1), а для уменьшения длины — в центре (рис. 2, 2), не подчеркивая границ. Нельзя нагромождать детали (карманы, оборки) в той части фигуры, которую нежелательно увеличи­вать.

Иллюзия переоценки линий позволяет изменить восприятие как длины, так и ширины фигуры.

Горизонтальные частые линии (рис. 2, вариант 3) удлиняют и суживают фигуру, редкие, расположенные в отдельных облас­тях (рис. 2, варианты 4, 5) — расширяют. Вертикальные частые линии (рис. 2, вариант 6) укорачивают и расширяют ее, а ред­кие, расположенные в отдельных областях (рис. 2, варианты 7-9), уменьшают ширину и увеличивают высоту.

Иллюзии цвета создаются от сочетания резко контраст­ных цветов. Светлые детали на темном фоне (рис. 2, 11) кажут­ся крупнее, чем темные на светлом (рис. 2, 10). Холодные цвета уменьшают фигуру, теплые увеличивают.

Иллюзия угла также искажает размер предмета. Пред­мет, расположенный в зоне острого угла (рис. 2, 12), кажется больше, а в зоне тупого угла (рис. 2, 13) — меньше.

Рекомендации выбора покроя с учетом особенностей фигуры

Мода не всегда учитывает индивидуальные особенности фи­гуры, возраста, телосложения, поэтому каждая женщина долж­на знать, что при ее телосложении допустимо, а что нет. Не нужно слепо следовать моде, делая из себя посмешище.

Естественно, что невозможно перечислить все индивидуальные отклонения телосложения от нормы, но некоторая форма­лизация допустима и здесь. Отраслевой стандарт предусматривает классификацию женских фигур по следующим признакам росту, обхвату груди Ог, измеренному по максимально выступающим точкам груди, полноте, определяемой меркой обхвата бедер Об, и возрасту.

Эти параметры могут быть следующими рост — от 146 до 170 см (I- VI), Ог — от 88 до 120 см (размеры от 44 до 60), Об- от 92 до 136 см (1-4 полнота).

Основные размерные признаки женских фигур, имеющих отклонения от типовой, приведены в табл. 2

  

При определении типа телосложения следует особое внима­ние обратить на осанку (рис. 3), тип которой зависит от степени прогиба позвоночника относительно вертикали в области 7-го шейного позвонка (расстояние а) и талии (расстояние б). При нормальной осанке (типовое телосложение) а = 2 см, б = 4 см; если а больше 3 см, а б меньше 4 см — фигура наклонная (сутулая); если а меньше 2 см, а б больше 4 см, фигура перегибистая.

Женщинам, фигуры которых имеют некоторые отклонения от типовой, можно дать следующие рекомендации.

Женщина, имеющая фигуру с несущественными отклонениями от типовой, может позволить себе носить любую модель из ткани, гармонирующей с цветом ее волос и глаз.

Если женщина имеет фигуру со средним жироотложением, но увеличенный или уменьшенный рост и рассматривает это отклонение от нормы как недостаток, ей можно рекомендовать воспользоваться зрительными иллюзия­ми переоценки линий и заполненного пространства, а также иллюзией острого угла.

Женщине со средним жироотложением с полными и широкими бедрами рекомендуются плавно расширенные книзу юбки и платья (складки только спереди и сзади) и вертикальное расположение рисунка ткани. Не рекомендуются узкие, обтягивающие фигуру короткие платья и юбки, горизонтальные подрезы ниже линии талии, ткани с каймой и от­делки по низу изделия. Женщине, имеющей подобную фигуру, необходимо также учитывать расположение талии. Если талия расположена нормально, рекомендуются плавные полу­прилегающие формы одежды, слегка расширяющиеся книзу юбки, свободной формы блузки, вертикально расположенные отделки по всей длине платья. Не рекомендуются обтягиваю­щие талию и бедра узкие платья и пальто, узкие юбки со сбор­ками или в круговую складку, горизонтально расположенные отделки по линии бедер, туго затянутые пояса. При высоко рас­положенной талии рекомендуются вертикальные линии покроя и платья отрезные ниже талии; не рекомендуется использовать горизонтальное расположение линий по талии и бедрам. При низко расположенной талии рекомендуются горизонтальные линии подреза под грудью, прямые, расширенные книзу пла­тья, широкие пояса; не рекомендуются заниженное расположе­ние линии талии, горизонтальные подрезы на середине бедер, а также брюки и блузки, заправленные в юбку.

Женщине со слабо развитыми грудными железами рекомендуются на груди мягкие складочки, сборки, рюши, накладные детали; не рекомендуются вертикальные линии в верхней части изделия.

При высоко расположенных и сильно развитых грудных железах рекомендуются мягкий лиф с полупри­легающим силуэтом, вертикальные линии отделки; не рекомен­дуются сильно облегающий лиф, большие круглые вырезы гор­ловины, оборки в верхней части изделия, крупный рисунок ткани.

Женщине с широкими плечами рекомендуются узкий лиф с широкой юбкой, расширенные книзу рукава, реглан, по­луреглан, завышенная линия проймы (при втачном рукаве); стоячие или отложные воротники мягкой формы. Не рекомен­дуются сборки и рюши на лифе, рукава «фонарик» и «окорок», а также отложные воротники с широкими лацканами. Если плечи узкие, желательны горизонтально расположенные от­делки, проходящие по линии груди и рукава, приспущенная линия плеча (если модно, — подплечники), большие воротники с широкими лацканами. Нежелательны горизонтальные отдел­ки по низу платья и узкие стоячие воротники. Если плечи по­катые, хороши рукава «фонарик», «окорок», большие ворот­ники, а в качестве отделки — накладные детали в области плеч. Плохо смотрятся рукава со спущенным плечом и ворот­ник в виде маленькой стойки.

Если женщина имеет тонкую и длинную шею, реко­мендуются воротники-стойки или отложные (высокие и большие), вырезы горловины прямоугольные и круглые; в качестве отделок — шарфы, а также горизонтально расположенный рису­нок на платьях и блузках. Не рекомендуются воротники, окан­чивающиеся галстуком, U- и V-образные вырезы горловины и вертикальное расположение рисунка на ткани.

Если шея короткая, а лицо широкое, желательны отложной воротник с вытянутыми концами, светлые вставки на груди, U- и V-образные вырезы горловины, ткани, с верти­кально расположенным рисунком, отделки предпочтительны по долевым линиям. Нежелательны свитеры, круглые вырезы горловины, воротники-стойки и хомутики, а также горизон­тальное расположение рисунка ткани и яркий шарф на шее.

Женщины, у которых длина рук имеет отклонение от нормы, могут добиться желаемого зрительного эффекта за счет длины рукавов. Так, рукава, расширяющиеся книзу, увеличи­вают длину руки, а расширяющиеся кверху — уменьшают. При длинных и худых (как и при очень полных) руках недопустима одежда без рукавов. При тонкой фигуре и полных руках допус­тимы любые формы рукавов, кроме узких. При полной фигуре рекомендуются полудлинные втачные и цельновыкроенные рукава.

Женщинам с короткими ногами подойдут юбки сред­ней длины; нежелательны брюки и заниженное расположение линии талии. Если ноги неправильной формы, можно носить широкие брюки или длинные юбки (короткие и узкие юбки не­допустимы). Если ноги излишне полные, хороши расширен­ные книзу юбки умеренной длины; при высоком росте — брю­ки. Нежелательны узкие короткие платья и юбки, при малень­ком росте — брюки. При нормальной полноте туловища и полных ногах желателен горизонтально расположенный рису­нок на юбке и однотонные чулки. Недопустима отделка по низу платья, а также яркие, цветные и в поперечную полоску чулки.

Для очень полных женщин с равномерным расположением мышц и жироотложений можно ре­комендовать платья с вертикальными линиями кроя, плавно приталенные, с цельновыкроенным передом, неширокие внизу; юбки (обязательно ниже колена); рукава неширокие, длинные; карманы прорезные, вертикальные; вырезы горловины неболь­шие, чуть удлиненные; ткани с рисунком среднего размера, продольные полосы, создающие иллюзию сужения фигуры; спо­койные сочетания цветов. Этим женщинам не рекомендуются складки или сборки на юбках, горизонтальные линии кроя, сборки на груди, короткие жакеты, платья и блузки с очень уз­ким рукавом, а также совсем без рукавов; накладные карманы, широкие пояса, воланы и оборки на юбке; ткани с крупным рисунком, поперечными полосами и контрастными сочетания­ми цветов. При малом росте плохо смотрятся крупные детали — карманы, отделки.

Худым высоким женщинам можно рекомендовать юбки с круговыми складками; горизонтальные, редко распо­ложенные линии членения, а также широкие рукава, собран­ные внизу; U-образный вырез горловины. Ткани в клетку или с равномерно заполняющим фон рисунком; теплые цвета. Им не­желательны узкие, прилегающие платья; вертикальные (осо­бенно во всю длину) линии кроя; удлиненный глубокий вырез горловины; короткие рукава; ткани в узкую поперечную по­лоску.

Если фигура наклонная (сутулая), покрой должен быть зауженный по ягодицам, прямой формы. Желательны большие воротники, отстающие от шеи со стороны спины. В ка­честве отделок хорошо использовать рюши, оборки, складочки, карманы на лифе.

Если фигура перегибистая, желательны платья сво­бодной формы, трапециевидного силуэта, неотрезные или с подрезом ниже линии талии; вытачки на юбке мягкие, а на лифе застроченные; напуск на спинке. Нежелательны узкие юбки.

В заключение можно дать несколько рекомендаций по ис­пользованию зрительных иллюзий (в частности, иллюзии цвета) при выборе аксессуаров. Так, светлые (яркие) перчатки при темном костюме зрительно расширяют фигуру, притягивая взор к середине туловища. Черные туфли и черная шляпа при светлом костюме увеличивают рост. При полной шее и широ­ком лице хорошо дать яркое пятно у линии талии, что отвлечет взгляд от верхней части фигуры. Голова кажется меньше в большой шляпе и больше — в узкой и маленькой.

Умело используя приведенные рекомендации, женщина даже с существенными недостатками фигуры может выглядеть изящно.

Краткие сведения о тканях. Определение лицевой стороны ткани.

Для определения лицевой стороны ткани, прежде всего, не­обходимо выяснить, каково переплетение нитей у данной тка­ни. Ткань состоит из двух систем нитей, переплетенных под прямым углом: долевых — основы и поперечных — утка.

Различают четыре класса ткацких переплетений: простые (гладкие): полотняное, саржевое и атласно-сатино­вое; мелкоузорчатые, которые делятся на два класса: произ­водные и комбинированные;

сложные, образованные из трех и более систем нитей;

крупноузорчатые, которые делятся на простые и сложные.

Более подробно рассмотрим простые переплетения. Полотняное переплетение самое распространенное. В этом переплетении одна нить утка перекрывает одну нить основы. Ткани этого переплетения имеют одинаковую поверхность с обеих сторон. Таким переплетением вырабатываются ситцы, бязи, большинство бельевых тканей, платьевые ткани из нату­рального и искусственного шелка, шерсти. Лицевой стороной гладкокрашеных тканей с полотняным переплетением считает­ся та, которая выглядит чище, лучше отделана, имеет меньше пушка. В тканях с печатным рисунком на лицевую сторону на­несен рисунок.

Диагональное, или саржевое, переплетение образует на тка­ни полосы (рубчик). При этом переплетении одна нить утка пе­рекрывает две-три нити основы, и наоборот. Таким переплетением вырабатываются кашемир, бостон, шевиот, подкладочная саржа и т.д. Ткани такого переплетения при раскрое в противо­положном направлении иногда дают разнооттеночность. Лицевой стороной в этих тканях является та, где рубчик идет снизу слева вверх направо.

При сатиновом или атласном переплетении ткань имеет  гладкую блестящую поверхность. В тканях сатинового пере­плетения одна нить утка перекрывает от четырех до восьми нитей основы, а в тканях атласного переплетения, наоборот, од­на нить основы перекрывает от четырех до восьми нитей утка. Лицевая сторона тканей блестящая, а изнаночная матовая.

Определение нитей основы и утка

Свойства нитей основы (долевых) и утка (поперечных) различны. Нити основы дают большую усадку, чем нити утка. Вызвано это тем, что при выработке ткани нити основы натяну­ты туго, а нити утка идут свободнее. Поэтому, попадая под дей­ствие влаги и пара, нити основы восстанавливают свое перво­начальное положение, т.е. огибают нити утка, и ткань по длине сокращается (садится).

Существует несколько приемов определения долевой и по­перечной нитей:

долевая нить идет вдоль кромки;

при пробе на растяжение долевая нить почти не тянется, а поперечная более растяжима;

на ткани с начесом начес в большинстве случаев располага­ется по долевой нити;

при пробе на просвет видно, что долевые нити лежат более равномерно.

Декатирование тканей

Учитывая различные свойства нитей основы и утка, боль­шинство тканей рекомендуется декатировать, т.е. разгладить ткань через влажный проутюжильник. Ткани декатируют для общей усадки и для того, чтобы не было разницы в усадке и цвете в швах по отношению к остальной ткани. Кроме того, с изделий, сшитых из продекатированных тканей, легче удалять различные пятна.

Существует несколько способов декатирования в домашних условиях в зависимости от вида ткани.

Хлопчатобумажные и льняные ткани смачивают в теп­лой воде с добавлением уксуса (1 столовая ложка на 1 л воды), крахмалят, слегка отжимают и просушивают в долевом направ­лении (на палке). Чуть влажную ткань проутюживают по длине с изнаночной стороны.

Учитывая, что штапельные ткани дают большую усад­ку, их замачивают в теплой воде на 12-14 ч. Дальнейшая обра­ботка такая же, как и хлопчатобумажных тканей.

Ткани из натурального и искусственного шелка дают небольшую усадку, поэтому достаточно прогладить их че­рез влажный проутюжильник или паровым утюгом с изнаноч­ной стороны.

Вельвет, бархат, капрон, нейлон не декатируют.

Чтобы продекатировать шерстяную ткань в домашних условиях, необходимо смочить простыню в растворе (2 л теп­лой воды, 1 столовая ложка уксуса для сохранения цвета, а для сохранения жесткости — 1 чайная ложка соли или сахара), слегка отжать и завернуть в нее ткань, оставив на 6-8 ч под грузом или на 10-12 ч без груза. После этого ткань проутюжить до полного высыхания вдоль нитей основы (в долевом направ­лении) с изнаночной стороны.

Ткани с лавсаном проутюживают с изнаночной стороны не очень горячим утюгом через слегка увлажненную фланель.

После декатирования ткань должна остыть и окончательно просохнуть.

Использованная литература:

«Практическое пособие по кройке и шитью», изд. «Беларусь», Минск, 1964г

Т. Е. Воротилова «Учитесь шить красиво»

Желаю удачи!

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *