Ваша швейная машина


Как же бывает досадно, когда в самый разгар работы вдруг забарахлит швейная машинка. Начинает рваться нить, или строчка получается неровной, или ткань стягивается… Как тут быть?

Сломалась игла. Скорее всего, игла была кривая, ее острие, отогнутое в сторону, не попадало в отверстие игольной пластин­ки и ударялось о ее поверхность. Меняя иглу, проследите, что­бы новая оказалась прямой, чтобы она была подобрана с уче­том номера ниток и толщины ткани. Если тонкой иглой шить очень плотную ткань, она непременно погнется или сломается. Иногда такое случается, когда строчка пересекает слишком тол­стые поперечные швы, — в этих случаях непременно надо при­поднимать лапку. Игла погнется, когда простроченную ткань вы­нимают из-под лапки на себя, надо — от себя. Следите, чтобы иг­ла была хорошо закреплена винтом иглодержателя и не качалась.

Пропуск стежков. Проверьте, не виновата ли тут игла — не искривилась ли, не затупилась. На всякий случай смените на новую. А может быть, игла не точно установлена по высоте (не до упора)? Или не по направлению желобков? Дело в том, что со стороны плоской верхней части иглы, так называемой лыски, находится короткий желобок, а с противоположной стороны — длинный желобок. Так как нитку вдевают всегда только со сто­роны длинного желобка, то важно, чтобы игла была установлена правильно. Обычно в инструкциях к машинам указывается, как надо устанавливать иглу (в разных типах машин это делается по-разному). Если инструкция утеряна или машина старая, на­поминаем: у машин Подольского механического завода классов 1-М и 2-М иглы вставляют лыской налево, в машине «Ржев» и бывшей зингеровской, лыска повернута вправо, в сторону махо­вого колеса. В швейных машинах зигзаг (кроме электрифициро­ванной «Радом») игла устанавливается так, чтобы лыска была от работающего. У игл машины «Лада-233» лыски нет, и иглы устанавливают по желобкам. Итак, проверьте, правильно ли сто­ит игла.

Если тут все в порядке, а машина шьет с пропусками, воз­можно, причина в нитках. Лощеные нитки обычно очень быстро проходят через ткань, и носик челнока не успевает захватить нитку, стежка не получается. Смените нитки на нелощеные.

Все перепробовали, не помогает? Значит, неполадки в уст­ройстве машины, и исправить их может только опытный меха­ник.

Машина рвет нитки. Чаще всего оттого, что они туго натя­нуты. Но иной раз в этом виновато плохое качество ниток — утолщения, которые не проходят через ушко иголки, слабые ме­ста нити. Случается, рвут нитку острые края нитенаправителей, игольного отверстия лапки или игольной пластинки, иногда уш­ко иглы. Посмотрите, не запуталась ли нить на пружинке, вы­ступающей от регулятора натяжения верхней нитки. Пружинка имеет петельку, через которую проходит нить, и за нее она мо­жет цепляться — прижмите конец петельки к регулятору. Про­верьте, не обломан ли борт у катушки, — это тоже может стать причиной обрыва нити. Переверните катушку обломанным бор­том вверх.

Плохая строчка. Косые или разной длины стежки, тугая или очень слабая строчка — значит, машина не отрегулирована, не приспособлена для той ткани, из которой вы шьете.

Петли на нижней или верхней стороне строчки получаются, если у верхней и нижней нити неодинаковое натяжение. Петли с нижней стороны образует верхняя нитка, потому что имеет более слабое натяжение. Поверните по ходу часовой стрелки гайку ре­гулятора натяжения верхней нити, пока не исчезнут петли. Если

петли с верхней стороны строчки — значит, надо отрегулировать натяжение нижней нити. Делают это так: на шпульном колпачке челнока есть винтик, поворотом которого можно усилить или ос­лабить натяжение нити в шпульном колпачке. У некоторых машин («Веритас», «Тула») на колпачке два винтика, — тогда подверты­вают тот из них, который находится против косой прорези на корпусе шпульного колпачка. Нормально ли натяжение нити, проверяют таким образом: шпульный колпачок положите на стол и потяните вверх выходящий из него конец нити. Если нит­ка будет легко вытягиваться, а колпачок лежать неподвижно, значит, натяжение слабое, непригодное для шитья. Если же вме­сте с ниткой поднимется и шпульный колпачок, слегка потрясите конец нитки. Колпачок будет опускаться вниз — натяжение нормальное. Не опустится — натяжение нити чрезмерное. Такая про­верка в машинах «Веритас», «Науман» и «Тула» производится до заправки нитки в последнее отверстие шпульного колпачка.

При нормальном, отрегулированном натяжении ниток стеж­ки получаются одинаковые с обеих сторон. Проверить, одинаковое ли натяжение нитей, можно так: прострочите 8-10 см, выньте ткань из-под лапки и попробуйте вытянуть нить из строчки.  Нормальным считается, если обе нитки при этом оборвутся, не вытянутся. Легко вытаскивается туго натянутая нить. Если по­тянуть ткань со строчкой и обе нитки при этом разорвутся, значит, строчка излишне тугая.

Важно, чтобы толщина нити и номер иглы соответствовали  друг другу и толщине ткани, из которой вы шьете. Обычно в инструкции к машине есть соответствующая таблица. Но соответ­ствует ли игла нити, можно проверить и так: в левую руку возьмите иглу длинным желобком вверх, вложите нитку в длинный желобок иглы и проведите по нему пальцем. Если вы не будете ощущать нитку, значит, она не толста для данной иглы. Но она не должна быть и чересчур тонкой — нитка должна почти пол­ностью заполнять желобок. Что касается тканей, то ситец, са­тин, полотно шьют катушечными нитками № 50 или № 40, а ба­тист — № 60. Чем тоньше ткань, тем выше номер ниток.

Грязная строчка получается на давно не чищенной или только что смазанной машине. Тогда прострочите какой-нибудь лоскуток, прежде чем шить нужную вещь.

Если вместо крупного стежка получается мелкий, посмотри­те, до конца ли затянут винт, крепящий указатель рычага-регу­лятора.

Стежок разной длины или косые стежки бывают чаще всего от двух причин. Первая — ослабли винты зубчатой рейки двига­теля ткани, и от этого рейка двигает ткань не только поперек платформы машины, но и вдоль нее. Снимите игольную пласти­ну, иглу и лапку. Вы увидите два винта, которые крепят рейку к вилке двигателя ткани. Их надо крепко затянуть, тогда рейка примет правильное положение. Вторая причина нередко заклю­чается в том, что механизм зигзага или автоматика не полно­стью выключены — проверьте, чтобы рычаги были выключены.

Тугой ход бывает у давно не чищенной и не смазанной ма­шины. У ножной машины — из-за туго натянутого приводного ремня. Другие причины может устранить только опытный механик.

Машина не шьет. Это случается, когда неправильно установлена игла или если в челночное устройство попала нитка. Придется частично разобрать челночное устройство, вынуть челнок и только потом с дорожки, по которой он движется, снять заст­рявшую нитку. В таких машинах, как «Радом», «Веритас» и «На­уман», машина сама выбрасывает застрявшую нитку, если с си­лой повернуть колесо машины от себя примерно на треть обо­рота и сделать несколько качательных движений. В машинах «Веритас», «Науман» и «Лада» челночный комплект разбирать самим не рекомендуется.

Концы ниток должны быть длинными, следите, чтобы их не затянуло в челночное устройство.

Н. С. Попова

Приложение к журналу «Работница» № 12, 1974 г

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *