Тема: основные понятия и термины, кратко об одежде, роль цвета в одежде, основные размерные признаки женских фигур, краткие сведения о тканях, определение лицевой стороны ткани, декатирование тканей
Основные понятия
Аксессуары — предметы, которые дополняют костюм, делают его законченным. К ним относятся шляпы, сумки, перчатки, обувь, ювелирные и другие украшения.
Ансамбль — комплект одежды и дополняющие ее аксессуары.
Гардероб — набор комплектов одежды и аксессуаров. Вещи, входящие в гардероб, предназначаются для различных сезонов, времени суток и т.д.
Гарнитур — несколько предметов одежды определенного назначения, которые шьют или вяжут из одного и того же материала, например шапка, шарф и перчатки.
Комплект — набор нескольких предметов одежды, которые в совокупности составляют единое целое (блузка, юбка и жакет; платье и жилет; платье и пальто и т.д.).
Костюм — несколько (обычно два) предметов одежды .(юбка или брюки и пиджак, жилет, блузка), представляющих собой единое целое.
Мода — от латинского слова modus (мера). В житейском понятии она представляет собой предпочтение определенных форм одежды, расцветок, рисунков и фактур ткани. В моде определенным образом отражаются экономические и социальные процессы, происходящие в обществе.
Модель — образец одежды, новый по форме, материалу, отделке или другим качествам.
Платье — вся одежда, кроме белья. В общепринятом понятии — женская одежда, состоящая из соединенных между собой лифа и юбки.
Покрой — конструкция изделия, характеризующаяся типом рукава и проймы.
Втачной рукав конструируется отдельно от полочки и спинки, его линия проймы начинается от плечевого шва.
Реглан — подобен втачному рукаву, его линия проймы начинается от горловины.
Цельновыкроенный рукав конструируется вместе с полочкой и спинкой, у него отсутствует линия проймы.
Силуэт — это контур одежды, характеризующийся степенью прилегания изделия к фигуре, высотой и шириной плеч, а также длиной и шириной изделия по низу.
Цветовая гармония — согласованность, стройность в сочетании цветов.
Термины, употребляемые при выполнении ручных работ
Вспушить — закрепить обработанный край детали изделия потайным швом с лицевой стороны.
Выметать — закрепить края деталей стежками временного назначения с образованием переката шва, канта, рамки.
Заметать — закрепить подогнутые края изделия сметочными стежками.
Контрольная точка (КТ) — пометка, предназначенная для обозначения мест совпадения совмещаемых деталей.
Надсечка — разрез на ткани длиной 0,2-1 см.
Наметать — соединить две детали, наложенные одна на другую, сметочными стежками временного назначения.
Обметать — обработать срезы деталей обметочными стежками для предохранения их от осыпания.
Подшить — прикрепить подогнутый край потайным или открытым подшивочным швом.
Приметать — присоединить деталь к изделию сметочными стежками временного назначения.
Припосадить — сметать детали, при этом одну из деталей держать свободнее другой.
Пришить — прикрепить вручную к изделию отдельные детали и фурнитуру: карманы, бейки, пуговицы, кнопки, крючки.
Сметать — соединить детали изделия по намеченным линиям сметочными стежками временного назначения.
Термины, употребляемые при выполнении машинных работ
Втачать — соединить швом рукав с проймой или воротник с горловиной.
Настрочить — наложить одну деталь на другую и проложить шов по лицевой стороне.
Обтачать — соединить деталь машинной строчкой с косой, подкройной, поперечной или долевой полоской (бейкой), обогнув ею край детали.
Подрубить — подшить на машине край подогнутого среза.
Притачать — присоединить к изделию мелкие детали.
Прострочить — проложить строчку по краю изделия на желаемую ширину.
Стачать — соединить детали постоянной машинной строчкой.
Стежок — законченный цикл переплетения ниток между двумя проколами иглы.
Строчка — повторяющийся ряд однородных стежков, выполненных на швейной машине.
Шов — скрепление двух или нескольких деталей с помощью ниток. Расстояние от среза до строчки называется шириной шва.
Перекат шва — переход (перекатывание) материала одной детали за границу шва на другую деталь.
Закрепка — двойная, совмещенная строчка (вперед и назад), служащая для закрепления деталей.
Термины, употребляемые при раскрое
Корт — часть полочки, заходящая за линию середины переда и являющаяся припуском на застежку.
Вытачка — часть ткани, убираемая путем стачивания. Вытачки делают для придания изделию желаемой формы.
Горловина — вырез для шеи спереди от плечевого среза до середины переда.
Защипы — застроченные мелкие складочки на лицевой стороне изделия, применяемые в качестве отделки.
Клапан — деталь, прикрывающая вход в карман. Настрачивается вдоль верхнего среза.
Ластовица — деталь в виде ромба, прямоугольника или квадрата, которая втачивается в изделие для обеспечения свободного движения руки в цельнокроеном рукаве.
Лацкан — отворот борта, т.е. отогнутая на лицевую сторону верхняя часть борта.
Листочка — деталь, прикрывающая вход в карман. Лис- точкой обрабатывают нижний срез кармана.
Подкладка кармана — основная деталь внутренней части кармана.
Обтачка — деталь, предназначенная для обработки среза кармана, горловины, проймы, петель.
Окат— верхняя часть рукава.
Отлет — обработанный, непришивающийся край детали (воротник, волан, баска и т.п.).
Подборт — деталь, которой обрабатывают борт полочки.
Подзор — полоска из основной ткани, стаченная с подкладкой кармана.
Полочка — половина передней части лифа изделия.
Пройма — вырез от плечевых до боковых срезов на спинке и полочке для соединения рукава с лифом.
Рельеф — конструктивная линия, вдоль которой часто прокладывают декоративную строчку.
Рулик — простроченная и вывернутая полоска ткани, выкроенная по косой нити.
Спинка — задняя часть лифа изделия.
Шлевка — деталь, встрачиваемая в верхний срез юбки, брюк, через которую пропускается пояс или ремень.
Шлица — обработанный разрез по низу юбки, пальто, пиджака, рукавов.
Термины, употребляемые при влажно-тепловой обработке
Заутюжить — загладить оба среза шва или складки в одну сторону.
Отпарить — удалить блеск (ласы) на материале, возникший при утюжке без проутюжильника.
Оттянуть — увеличить линейный размер деталей с помощью влажно-тепловой обработки.
Отутюжить — разгладить готовое изделие.
Приутюжить — уменьшить толщину ткани в швах, складках, вытачках.
Декатировать — разгладить ткань через влажный проутюжильник для уменьшения ее усадки при дальнейшей обработке.
Разутюжить — разъединить срезы шва на две стороны и прогладить утюгом.
Сутюжить — сократить ткань в желаемом направлении. Например, сутюжить края полочек для получения выпуклости в области груди, сутюжить слабину в концах вытачек.
Места, подлежащие сутюжке, увлажнить, придавить горячим утюгом с изнанки, припосаживая ткань.
Кратко об одежде
Ознакомившись с основными терминами, Вы, очевидно, убедились, что понятие «одежда» достаточно сложно. Наиболее емким и требующим уточнения является термин «гардероб».
Свой гардероб женщина должна создавать с таким расчетом, чтобы в нем не было лишних предметов, неудачных цветовых сочетаний, а главное, таких вещей, которые ей не идут, т.е. не гармонируют с цветом глаз, волос, кожи, не соответствуют типу ее телосложения, темпераменту, возрасту и профессии. Гардероб каждой женщины должен определяться не только сезоном, но и временем суток, родом занятий и т.д.
В утренние и вечерние часы наиболее удобен халат — летом — ситцевый или шелковый, зимой — фланелевый, байковый, махровый или стеганый.
В дневное время дома Вы будете чувствовать себя комфортно в платье, блузке с брюками или юбкой, платье-халате, сарафане. Модели должны быть несложны, но современны по форме, с удобной застежкой и карманами. Ткани предпочтительны неплотные. Нежелательно донашивать дома нарядные шерстяные и шелковые платья, вышедшие из моды. Их лучше обновить, сделав достаточно модными, но менее нарядными.
При выборе моделей одежды для работы необходимо учитывать профессию и занимаемую должность. Важно, чтобы женщина чувствовала себя всегда уместно одетой. Наиболее ограничен выбор одежды для женщин, работающих в сфере торговли, медицинских работников и др., так как для них обязательна спецодежда (обычно халат). Но и служебный халат при желании можно сделать нарядным, хорошо сидящим на фигуре, дополнить красивой блузой, бусами, кулоном. Наиболее тщательно должны подходить к выбору одежды женщины, работающие в сфере образования. Ведь для них одежда это не только предмет потребления, но и предмет воспитания вкуса учащихся. Одежда этой категории женщин не должна быть экстравагантной, вычурной, очень яркой, чтобы не отвлекать слушателей. Женщинам этих профессий хорошо иметь достаточное количество модных, хорошо гармонирующих друг с другом вещей. Это могут быть платья, блузки, сарафаны, юбки, жилеты, жакеты и аксессуары к ним, например украшения из янтаря, кулоны макраме, неяркие и недорогие броши и т.п. Комбинации из этих вещей позволят практически ежедневно менять одежду и выглядеть всегда модно.
Нарядные платья могут иметь несколько вариантов отделок и украшений. Эти платья в зависимости от моды могут быть очень узкими или широкими, их могут дополнять различные жакеты, шарфы. К такому платью допустимы дорогие ювелирные украшения. Ткань должна быть эффектной — шелк красивых структур, дорогая шерсть, трикотаж. Обувь и сумка также должны соответствовать общему стилю.
Покрой вечернего платья должен быть оригинальным с ост- ровыраженным современным силуэтом. Обувь — очень нарядная, модная.
Одежда для отдыха и спорта может быть весьма разнообразной по форме, используемым материалам и элементам. Очень удобны пляжные халаты, платья-халаты, юбки-брюки с блузками, шорты, блузоны, различные спортивные костюмы. Эта одежда должна быть проста и удобна. Для ее изготовления используются хлопчатобумажные, легкие шелковые, льняные ткани или трикотажные материалы ярких, сочных расцветок. Обувь должна быть легкой и удобной.
Женщина, имеющая в своем гардеробе небольшое количество подобранных со вкусом предметов, за счет умело составленных из них комбинаций может выглядеть значительно лучше, чем многие обладательницы больших, но безвкусных гардеробов.
Как бы ни был богат гардероб, вещи не будут хорошо смотреться, если за ними нет надлежащего ухода. Хранить вещи необходимо в шкафу на плечиках, длина которых обязательно должна соответствовать ширине плеч платья. Для защиты одежды от пыли желательно покрывать ее чехлами из хлопчатобумажной ткани. Для этой цели можно использовать вышедшие из употребления блузки или наволочки с отверстием для выхода крючка плечиков. Прежде чем повесить одежду в шкаф, ее нужно проветрить и подсушить в течение 1-2 ч. Шкаф нужно время от времени проветривать при открытой форточке. Загрязнившиеся нарядные и выходные платья необходимо сдавать в химчистку, отпоров предварительно пуговицы, а домашние можно стирать самим (лучше вручную).
Чтобы обувь как можно дольше сохраняла хороший внешний вид, за ней нужно тщательно ухаживать. Ее необходимо регулярно чистить специальными кремами (можно использовать и защитные кремы для рук). Обувь следует хранить в коробках, плотно набив в носок бумажный или матерчатый тампон.
Цвет и зрительные иллюзии
Цвет играет большую роль в зрительном восприятии одежды. Все цвета делятся на ахроматические (бесцветные) — белый, серый, черный — и хроматические (цветные). Хроматические цвета в свою очередь принято делить на теплые и холодные.
Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый) ассоциируются с представлениями о солнце и огне.
Холодные цвета (голубой, зелено-голубой, синий, сине-фио- лстовый) называют так потому, что они связаны с представлениями о воде, лесной прохладе, льде, металле.
Кроме основных цветов, существуют еще пастельные тона, которые образуются из основных путем их смешения и смягчения насыщенности. Эти тона требуют некоторого оживления, если собственный цвет глаз и волос недостаточно выражен. Не все сочетания цветов выглядят одинаково красиво. Хорошего сочетания можно добиться, только зная свойства гармонирующих цветов, как родственных, так и контрастных.
Гармония родственных цветов бывает трех видов: одноцветная, при которой цвета и оттенки отличаются только степенью насыщенности, преобладающая — в ней сочетается несколько оттенков одного, преобладающего, цвета и аналогичная — здесь наблюдается сочетание цветов, расположенных рядом в цветовом круге, т.е. смежных.
Красивы и оригинальны сочетания, умело составленные из контрастных цветов, лежащих на противоположных сторонах круга. Комбинации контрастных цветов могут быть весьма разнообразны, но особенность их состоит в том, что они очень хорошо подчеркивают друг друга.
Каждой женщине необходимо знать свой цвет, чтобы из рекомендуемых журналами мод на каждый сезон цветов она могла выбрать тот, который ей больше всего идет.
Свою любимую гамму в одежде можно слегка изменять, обновляя ее, или сохранять несколько лет, а иногда и всю жизнь. При подборе предметов одежды по цвету нужно учитывать не только сезон, но и возраст и тип фигуры. Если гардероб не слишком обширен, основные предметы одежды следует иметь скромных цветов, так как в этом случае одежду легче разнообразить с помощью отделок.
Цвет способен не только характеризовать одежду, но и создавать так называемые зрительные иллюзии, которые представляют собой искаженное восприятие предметов, связанное с особенностями зрения. Умело используя их, можно скрыть некоторые дефекты фигуры, неумелое же использование приведет к обратному результату. Из всего многообразия зрительных иллюзий при шитье изделий наиболее часто используются следующие: иллюзия заполненного пространства, цвета, острого и тупого угла, а также иллюзия переоценки линий.
Иллюзия заполненного пространства используется и тех случаях, когда желательно зрительно изменить длину фигуры.
Для увеличения длины темные детали должны располагаться в верхней, средней и нижней части фигуры (рис. 2, вариант 1), а для уменьшения длины — в центре (рис. 2, 2), не подчеркивая границ. Нельзя нагромождать детали (карманы, оборки) в той части фигуры, которую нежелательно увеличивать.
Иллюзия переоценки линий позволяет изменить восприятие как длины, так и ширины фигуры.
Горизонтальные частые линии (рис. 2, вариант 3) удлиняют и суживают фигуру, редкие, расположенные в отдельных областях (рис. 2, варианты 4, 5) — расширяют. Вертикальные частые линии (рис. 2, вариант 6) укорачивают и расширяют ее, а редкие, расположенные в отдельных областях (рис. 2, варианты 7-9), уменьшают ширину и увеличивают высоту.
Иллюзии цвета создаются от сочетания резко контрастных цветов. Светлые детали на темном фоне (рис. 2, 11) кажутся крупнее, чем темные на светлом (рис. 2, 10). Холодные цвета уменьшают фигуру, теплые увеличивают.
Иллюзия угла также искажает размер предмета. Предмет, расположенный в зоне острого угла (рис. 2, 12), кажется больше, а в зоне тупого угла (рис. 2, 13) — меньше.
Рекомендации выбора покроя с учетом особенностей фигуры
Мода не всегда учитывает индивидуальные особенности фигуры, возраста, телосложения, поэтому каждая женщина должна знать, что при ее телосложении допустимо, а что нет. Не нужно слепо следовать моде, делая из себя посмешище.
Естественно, что невозможно перечислить все индивидуальные отклонения телосложения от нормы, но некоторая формализация допустима и здесь. Отраслевой стандарт предусматривает классификацию женских фигур по следующим признакам росту, обхвату груди Ог, измеренному по максимально выступающим точкам груди, полноте, определяемой меркой обхвата бедер Об, и возрасту.
Эти параметры могут быть следующими рост — от 146 до 170 см (I- VI), Ог — от 88 до 120 см (размеры от 44 до 60), Об- от 92 до 136 см (1-4 полнота).
Основные размерные признаки женских фигур, имеющих отклонения от типовой, приведены в табл. 2
При определении типа телосложения следует особое внимание обратить на осанку (рис. 3), тип которой зависит от степени прогиба позвоночника относительно вертикали в области 7-го шейного позвонка (расстояние а) и талии (расстояние б). При нормальной осанке (типовое телосложение) а = 2 см, б = 4 см; если а больше 3 см, а б меньше 4 см — фигура наклонная (сутулая); если а меньше 2 см, а б больше 4 см, фигура перегибистая.
Женщинам, фигуры которых имеют некоторые отклонения от типовой, можно дать следующие рекомендации.
Женщина, имеющая фигуру с несущественными отклонениями от типовой, может позволить себе носить любую модель из ткани, гармонирующей с цветом ее волос и глаз.
Если женщина имеет фигуру со средним жироотложением, но увеличенный или уменьшенный рост и рассматривает это отклонение от нормы как недостаток, ей можно рекомендовать воспользоваться зрительными иллюзиями переоценки линий и заполненного пространства, а также иллюзией острого угла.
Женщине со средним жироотложением с полными и широкими бедрами рекомендуются плавно расширенные книзу юбки и платья (складки только спереди и сзади) и вертикальное расположение рисунка ткани. Не рекомендуются узкие, обтягивающие фигуру короткие платья и юбки, горизонтальные подрезы ниже линии талии, ткани с каймой и отделки по низу изделия. Женщине, имеющей подобную фигуру, необходимо также учитывать расположение талии. Если талия расположена нормально, рекомендуются плавные полуприлегающие формы одежды, слегка расширяющиеся книзу юбки, свободной формы блузки, вертикально расположенные отделки по всей длине платья. Не рекомендуются обтягивающие талию и бедра узкие платья и пальто, узкие юбки со сборками или в круговую складку, горизонтально расположенные отделки по линии бедер, туго затянутые пояса. При высоко расположенной талии рекомендуются вертикальные линии покроя и платья отрезные ниже талии; не рекомендуется использовать горизонтальное расположение линий по талии и бедрам. При низко расположенной талии рекомендуются горизонтальные линии подреза под грудью, прямые, расширенные книзу платья, широкие пояса; не рекомендуются заниженное расположение линии талии, горизонтальные подрезы на середине бедер, а также брюки и блузки, заправленные в юбку.
Женщине со слабо развитыми грудными железами рекомендуются на груди мягкие складочки, сборки, рюши, накладные детали; не рекомендуются вертикальные линии в верхней части изделия.
При высоко расположенных и сильно развитых грудных железах рекомендуются мягкий лиф с полуприлегающим силуэтом, вертикальные линии отделки; не рекомендуются сильно облегающий лиф, большие круглые вырезы горловины, оборки в верхней части изделия, крупный рисунок ткани.
Женщине с широкими плечами рекомендуются узкий лиф с широкой юбкой, расширенные книзу рукава, реглан, полуреглан, завышенная линия проймы (при втачном рукаве); стоячие или отложные воротники мягкой формы. Не рекомендуются сборки и рюши на лифе, рукава «фонарик» и «окорок», а также отложные воротники с широкими лацканами. Если плечи узкие, желательны горизонтально расположенные отделки, проходящие по линии груди и рукава, приспущенная линия плеча (если модно, — подплечники), большие воротники с широкими лацканами. Нежелательны горизонтальные отделки по низу платья и узкие стоячие воротники. Если плечи покатые, хороши рукава «фонарик», «окорок», большие воротники, а в качестве отделки — накладные детали в области плеч. Плохо смотрятся рукава со спущенным плечом и воротник в виде маленькой стойки.
Если женщина имеет тонкую и длинную шею, рекомендуются воротники-стойки или отложные (высокие и большие), вырезы горловины прямоугольные и круглые; в качестве отделок — шарфы, а также горизонтально расположенный рисунок на платьях и блузках. Не рекомендуются воротники, оканчивающиеся галстуком, U- и V-образные вырезы горловины и вертикальное расположение рисунка на ткани.
Если шея короткая, а лицо широкое, желательны отложной воротник с вытянутыми концами, светлые вставки на груди, U- и V-образные вырезы горловины, ткани, с вертикально расположенным рисунком, отделки предпочтительны по долевым линиям. Нежелательны свитеры, круглые вырезы горловины, воротники-стойки и хомутики, а также горизонтальное расположение рисунка ткани и яркий шарф на шее.
Женщины, у которых длина рук имеет отклонение от нормы, могут добиться желаемого зрительного эффекта за счет длины рукавов. Так, рукава, расширяющиеся книзу, увеличивают длину руки, а расширяющиеся кверху — уменьшают. При длинных и худых (как и при очень полных) руках недопустима одежда без рукавов. При тонкой фигуре и полных руках допустимы любые формы рукавов, кроме узких. При полной фигуре рекомендуются полудлинные втачные и цельновыкроенные рукава.
Женщинам с короткими ногами подойдут юбки средней длины; нежелательны брюки и заниженное расположение линии талии. Если ноги неправильной формы, можно носить широкие брюки или длинные юбки (короткие и узкие юбки недопустимы). Если ноги излишне полные, хороши расширенные книзу юбки умеренной длины; при высоком росте — брюки. Нежелательны узкие короткие платья и юбки, при маленьком росте — брюки. При нормальной полноте туловища и полных ногах желателен горизонтально расположенный рисунок на юбке и однотонные чулки. Недопустима отделка по низу платья, а также яркие, цветные и в поперечную полоску чулки.
Для очень полных женщин с равномерным расположением мышц и жироотложений можно рекомендовать платья с вертикальными линиями кроя, плавно приталенные, с цельновыкроенным передом, неширокие внизу; юбки (обязательно ниже колена); рукава неширокие, длинные; карманы прорезные, вертикальные; вырезы горловины небольшие, чуть удлиненные; ткани с рисунком среднего размера, продольные полосы, создающие иллюзию сужения фигуры; спокойные сочетания цветов. Этим женщинам не рекомендуются складки или сборки на юбках, горизонтальные линии кроя, сборки на груди, короткие жакеты, платья и блузки с очень узким рукавом, а также совсем без рукавов; накладные карманы, широкие пояса, воланы и оборки на юбке; ткани с крупным рисунком, поперечными полосами и контрастными сочетаниями цветов. При малом росте плохо смотрятся крупные детали — карманы, отделки.
Худым высоким женщинам можно рекомендовать юбки с круговыми складками; горизонтальные, редко расположенные линии членения, а также широкие рукава, собранные внизу; U-образный вырез горловины. Ткани в клетку или с равномерно заполняющим фон рисунком; теплые цвета. Им нежелательны узкие, прилегающие платья; вертикальные (особенно во всю длину) линии кроя; удлиненный глубокий вырез горловины; короткие рукава; ткани в узкую поперечную полоску.
Если фигура наклонная (сутулая), покрой должен быть зауженный по ягодицам, прямой формы. Желательны большие воротники, отстающие от шеи со стороны спины. В качестве отделок хорошо использовать рюши, оборки, складочки, карманы на лифе.
Если фигура перегибистая, желательны платья свободной формы, трапециевидного силуэта, неотрезные или с подрезом ниже линии талии; вытачки на юбке мягкие, а на лифе застроченные; напуск на спинке. Нежелательны узкие юбки.
В заключение можно дать несколько рекомендаций по использованию зрительных иллюзий (в частности, иллюзии цвета) при выборе аксессуаров. Так, светлые (яркие) перчатки при темном костюме зрительно расширяют фигуру, притягивая взор к середине туловища. Черные туфли и черная шляпа при светлом костюме увеличивают рост. При полной шее и широком лице хорошо дать яркое пятно у линии талии, что отвлечет взгляд от верхней части фигуры. Голова кажется меньше в большой шляпе и больше — в узкой и маленькой.
Умело используя приведенные рекомендации, женщина даже с существенными недостатками фигуры может выглядеть изящно.
Краткие сведения о тканях. Определение лицевой стороны ткани.
Для определения лицевой стороны ткани, прежде всего, необходимо выяснить, каково переплетение нитей у данной ткани. Ткань состоит из двух систем нитей, переплетенных под прямым углом: долевых — основы и поперечных — утка.
Различают четыре класса ткацких переплетений: простые (гладкие): полотняное, саржевое и атласно-сатиновое; мелкоузорчатые, которые делятся на два класса: производные и комбинированные;
сложные, образованные из трех и более систем нитей;
крупноузорчатые, которые делятся на простые и сложные.
Более подробно рассмотрим простые переплетения. Полотняное переплетение самое распространенное. В этом переплетении одна нить утка перекрывает одну нить основы. Ткани этого переплетения имеют одинаковую поверхность с обеих сторон. Таким переплетением вырабатываются ситцы, бязи, большинство бельевых тканей, платьевые ткани из натурального и искусственного шелка, шерсти. Лицевой стороной гладкокрашеных тканей с полотняным переплетением считается та, которая выглядит чище, лучше отделана, имеет меньше пушка. В тканях с печатным рисунком на лицевую сторону нанесен рисунок.
Диагональное, или саржевое, переплетение образует на ткани полосы (рубчик). При этом переплетении одна нить утка перекрывает две-три нити основы, и наоборот. Таким переплетением вырабатываются кашемир, бостон, шевиот, подкладочная саржа и т.д. Ткани такого переплетения при раскрое в противоположном направлении иногда дают разнооттеночность. Лицевой стороной в этих тканях является та, где рубчик идет снизу слева вверх направо.
При сатиновом или атласном переплетении ткань имеет гладкую блестящую поверхность. В тканях сатинового переплетения одна нить утка перекрывает от четырех до восьми нитей основы, а в тканях атласного переплетения, наоборот, одна нить основы перекрывает от четырех до восьми нитей утка. Лицевая сторона тканей блестящая, а изнаночная матовая.
Определение нитей основы и утка
Свойства нитей основы (долевых) и утка (поперечных) различны. Нити основы дают большую усадку, чем нити утка. Вызвано это тем, что при выработке ткани нити основы натянуты туго, а нити утка идут свободнее. Поэтому, попадая под действие влаги и пара, нити основы восстанавливают свое первоначальное положение, т.е. огибают нити утка, и ткань по длине сокращается (садится).
Существует несколько приемов определения долевой и поперечной нитей:
долевая нить идет вдоль кромки;
при пробе на растяжение долевая нить почти не тянется, а поперечная более растяжима;
на ткани с начесом начес в большинстве случаев располагается по долевой нити;
при пробе на просвет видно, что долевые нити лежат более равномерно.
Декатирование тканей
Учитывая различные свойства нитей основы и утка, большинство тканей рекомендуется декатировать, т.е. разгладить ткань через влажный проутюжильник. Ткани декатируют для общей усадки и для того, чтобы не было разницы в усадке и цвете в швах по отношению к остальной ткани. Кроме того, с изделий, сшитых из продекатированных тканей, легче удалять различные пятна.
Существует несколько способов декатирования в домашних условиях в зависимости от вида ткани.
Хлопчатобумажные и льняные ткани смачивают в теплой воде с добавлением уксуса (1 столовая ложка на 1 л воды), крахмалят, слегка отжимают и просушивают в долевом направлении (на палке). Чуть влажную ткань проутюживают по длине с изнаночной стороны.
Учитывая, что штапельные ткани дают большую усадку, их замачивают в теплой воде на 12-14 ч. Дальнейшая обработка такая же, как и хлопчатобумажных тканей.
Ткани из натурального и искусственного шелка дают небольшую усадку, поэтому достаточно прогладить их через влажный проутюжильник или паровым утюгом с изнаночной стороны.
Вельвет, бархат, капрон, нейлон не декатируют.
Чтобы продекатировать шерстяную ткань в домашних условиях, необходимо смочить простыню в растворе (2 л теплой воды, 1 столовая ложка уксуса для сохранения цвета, а для сохранения жесткости — 1 чайная ложка соли или сахара), слегка отжать и завернуть в нее ткань, оставив на 6-8 ч под грузом или на 10-12 ч без груза. После этого ткань проутюжить до полного высыхания вдоль нитей основы (в долевом направлении) с изнаночной стороны.
Ткани с лавсаном проутюживают с изнаночной стороны не очень горячим утюгом через слегка увлажненную фланель.
После декатирования ткань должна остыть и окончательно просохнуть.
Использованная литература:
«Практическое пособие по кройке и шитью», изд. «Беларусь», Минск, 1964г
Т. Е. Воротилова «Учитесь шить красиво»
Желаю удачи!