Материал, краски, фасон, украшения — все это делает юбку одной из самых выразительных частей эстонского национального костюма. К тому же, юбки наряду с чепцами замужних женщин дольше всего противостояли городской моде: их носили даже тогда, когда остальные детали костюма уже были подчинены международной, городской моде.
На протяжении веков внешний вид юбок изменялся, но они сохранили и ряд особенностей, своими истоками уходящих в далекую старину. Наиболее древний и простой вариант одежды — отрез ткани, драпируемый вокруг тела. Эстонцы, как и другие народы Прибалтики — латыши и литовцы, использовали такой отрез как накидку или же оборачивали вокруг бедер. Получилась ковровая юбка. Такие юбки носили восточные славяне (великорусская панева, украинская плахта, дерга, запашка) в XI—XIII вв. Они были у наших северных родственных народов води, ижорцев, восточных финнов. И еще в XIX веке их хорошо помнили в Юго-Восточной и Южной Эстонии. Последние нешитые юбки носили в приходе Халлисте, причем старые женщины не отказывались от них вплоть до второй половины XIX века.
Для ковровой юбки брали обычно 4,5—5 локтей (локоть-53 см) холста или шерсти. Холщовые юбки были белого цвета, шерстяные — черного, иногда красного, крашенные корнем подмаренника. На западе Вырусской земли шерстяные юбки были белыми или светлосерыми, как и прочая верхняя одежда. В Южной Эстонии шерстяные нешитые юбки называли покрывалами, в Северной — конвертами. Такую юбку оборачивали вокруг бедер так, чтобы на левом бедре концы находили друг на друга, на талии собирали в складки и туго подвязывали поясом. Такая юбка плотно облегала фигуру, и в народе говорили, что женщина в ней «тонкая, как щепка».
Сшивать юбки начали не позднее XVII века, сначала на северо-западе Эстонии и островах. Первоначально их силуэт тоже был облегающим. Пышная, сборчатая юбка начала вырабатываться, видимо, с начала XVIII столетия. Среди других народов Западной Европы такие юбки были распространены раньше. (В одежде крестьянок пышные юбки появились как следствие распространившейся среди имущих слоев Европы XVI века Испанской моды). Новомодные эти юбки носили самые разнообразные названия.
Продольно-полосатые юбки, которые считаются столь характерными для эстонского национального костюма XIX века, были распространены и среди наших соседей — латышей, литовцев, финнов, в меньшей степени — среди шведов. Были знакомы они и русским. (Их путь в национальную одежду опять-таки обусловлен влиянием моды богатых слоев населения). По нашим сведениям, первые продольно-полосатые юбки появились у нас в середине XVIII столетия в Северной и Центральной Эстонии в одежде служанок и городских жительниц. Постепенно они распространились по всей Эстонии. Но даже в Северной Эстонии, где этот процесс проходил быстрее всего, окончательная победа продольно-полосатых юбок произошла лишь в первой четверти XIX века, до южной границы они добрались к середине XIX столетия. Наиболее красивые и яркие были из покупной шерстяной ткани или же из сотканной мыйзными ткачихами. Сотканные дома юбки по расцветке и комбинациям полос различались в зависимости от того, жительницы какого прихода их ткали. Можно было бы отметить несколько способов тканья полос и окраски пряжи. Во второй половине XIX века стали широко использовать анилиновые краски. Домотканые юбки стали ярче, причем возросла роль красного цвета.
С середины XIX столетия появляются поперечно-полосатые и клетчатые юбки. Это уже дань городской моде. Но, сшитые из домотканой материи, они сохраняют своеобразие вкуса, присущего жительницам отдельных приходов. Поперечно-полосатые юбки были двух видов. У одних верхняя часть, примерно до колен, была в редкую разноцветную полоску, низ же — в широкую поперечную. Особенно модны они были в 1860-70-х годах. У других полосы объединялись в повторяющиеся через определенный промежуток группы. Эти юбки распространились несколько шире, но и им не удалось приобрести всеобщей симпатии, и какое-то время они оставались в первую очередь модной одеждой молодых. Длиннее был век клетчатых юбок, вероятно, поэтому они лучше укоренились. При этом в народе различались более ранние ткани, где долевая и уточная нити, пересекаясь, образовывали редкие кресты, и более поздние, уже действительно клетчатые. Особенно характерны такие юбки для Западной Эстонии.
Важную роль в национальных юбках играла отделка подола. В старину низ юбки обшивали цветной, чаще всего красной тесьмой, сплетенной или связанной из шерстяных ниток. Такая тесьма к тому же оберегала подол от обтрепывания. Праздничные юбки украшались богаче. Даже в первой половине XIX века традиционным нарядом невесты из приходов, сосредоточенных вокруг Вильянди, была красная юбка, украшенная по подолу медными пронизками и оловянными бляшками. На севере Эстонии, начиная с XVI—XVII вв., женщины украшали свои юбки-конверты вышивкой бисером и стеклярусом. В Северной и Центральной Эстонии XVIII века ярко-красные шерстяные юбки зажиточных хуторянок украшались по подолу вышивкой из разноцветного бисера и различной ширины серебряными и золотыми галунами. В этнографическом музее можно увидеть такие вышивки, как с геометрическим, так и с более поздним, примерно в конце XVIII века распространившимся цветочным узором. Такими расшитыми полосами украшались в основном одноцветные юбки-конверты, как сшитые, так и несшитые. Пышные одноцветные и продольно — полосатые юбки украшались золотыми и серебряными галунами.
Особенно своеобразно были украшены юбки на островах Сааремаа и Муху. Сначала, как и на материке, низ юбки-конверта обшивался тесьмой. Позже тесьму заменили вотканными цветными полосками. Эти полоски постепенно расширялись, и к середине XIX века конверты сааремааских и мухумских женщин стали поперечно-полосатыми, но отделочную тесьму сохранили как поперечно -, так и продольно-полосатые юбки.
Юбки в народной одежде шились из прямых полотнищ, которые у пояса насбаривались или закладывались складками. Причем на островах такие складки запрессовывались под горячими хлебами. Получалось нечто напоминающее современную плиссировку. В какой-то степени такие юбки были известны и на материке. Так во
торой половине XIX столетия в приходах Юри и Харью-Яани, что недалеко от Таллина, считалось хорошим тоном заглаживать складки так, чтобы их гребни были острыми, словно лист бумаги. Однотонные и поперечно-полосатые юбки были узкими, продольно-полосатые уже несколько шире, нередко с помощью упругой подбойки им придавалась форма колокола. Среди юбок этого типа особо выделялась старинная юбка из Мустъяла, имевшая твердую, свернутую жгутом подбойку, изогнутую так, что колокол юбки ниспадал четырьмя большими фалдами. В основном же женщины материковой части Эстонии в прошлом столетии носили свободно спадающие насборенные пышные юбки, хотя и здесь слегка заглаживались сборки на бедрах, чтобы линия получалась красивее. Там, где подол принято было расширять, иногда использовали проволоку или лозу. Кое-где одевали по нескольку юбок сразу. В качестве нижних юбок использовали старые, поношенные. Под влиянием городской моды стали ткать специальные нижние юбки, тоже полосатые, но беднее узором и красками, а в конце XIX века у хуторянок появились белые, обшитые кружевом нижние юбки.
Обычно юбки эстонских национальных костюмов закреплялись на поясе, но встречаются и сарафаны. По типу эта одежда напоминает северо-русский закрытый сарафан-шушун и фактически является заимствованием. На Хийу и сааремааском полуострове Сырве, в приходах Ямая и Ансекюла юбки пришивали к короткому лифу. Своим покроем, они напоминали господствующую в Европе начала XIX века моду в стиле ампир. Однако, на самом деле этот вид юбок гораздо древнее, чем мода-ампир.
И наконец, с некоторой натяжкой к сарафанам можно отнести платье-капот. Капот состоял из юбки в складку или сборку и верхней части с приталенным лифом и длинными рукавами. Платье-капот — это отзвук буржуазной моды 1850-60 гг., периода кринолина позднего рококо. В одежде хуторянок Северной и Западной Эстонии оно появилось примерно в это же время. Иногда платья-капоты делали из покупной ткани, чаще же из поперечно-полосатой или клетчатой домотканины, что и придавало им своеобразие.
Что же касается длины, то старинные одноцветные юбки были короче, чем того требовала мода правящих классов. Да и продольно-полосатые юбки были умеренной длины, ходьбе они, во всяком случае, не мешали. Особенно короткие юбки носили в Мустъяласком приходе на Сааремаа и на Муху. Поперечно-полосатые и клетчатые юбки, которые шились с оглядкой на городскую моду, стали гораздо длиннее.
По древним народным традициям юбка считалась одеждой взрослой женщины. (Девочки до 14-15 лет обходились холщовой рубахой с пояском, в холодное время поверх нее надевалась верхняя одежда). Шерстяная юбка, тщательно выделанная и разукрашенная, была дорогой вещью. Ее берегли, передавали из поколения в поколение. Сразу после праздника нарядную юбку снова убирали в сундук или вешали в клеть, у плиссированной юбки вновь прометывали каждую складочку, а перед тем, как надеть, отпаривали ее под горячими хлебами.
Для работы ткались юбки попроще, часто пакляные, хотя случалось донашивать и старые выходные. Жены и дочери бедняков обходились пакляной юбкой и в праздник. Поскольку количество одежды служило признаком состоятельности, хуторяне, особенно дочери зажиточных хозяев, стремились приготовить в приданое как можно больше юбок. При этом старались придумать как можно больше разнообразных вариантов и комбинаций (особенно клетчатых и полосатых), чтобы количество юбок сразу бросалось в глаза.
Айно Воольмаа, ст. научн. сотрудник