Для того чтобы овладеть композицией рисунка (построением), сочетанием цветовой гаммы, свойствами цвета, закономерностями сочетания цветов и оттенков, законами гармонии, необходимо познакомиться с общими правилами основ цветоведения.
В качестве основы при определении цветовых тонов и правильного сочетания берется цветовой спектр, который можно получить, пропустив луч солнца через стеклянную призму. В природе часто можно наблюдать сочетание красок в радуге, в капле росы, при прохождении луча солнца через каплю воды.
Спектр состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Каждый цвет отделен от другого целой гаммой промежуточных. Основными цветами спектра являются красный, желтый, синий. Остальные можно получить при смешении двух основных цветов, например, смешав красный цвет с желтым, получим оранжевый цвет, синий с желтым — зеленый цвет, красный с синим — фиолетовый. Можно смешивать не только основные цвета, но и цвета, расположенные один против другого в цветовом круге радуги.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические (по-гречески хрома -«цвет», ахрома — «отрицание цвета»). К группе ахроматических цветов относятся черный, серый, белый, которые определяются только светлотой, то есть относительной близостью данного цвета к белому. К группе хроматических цветов относятся цвета спектра и все их промежуточные цвета, которые характеризуются основными тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.
Светлота цвета — это относительная близость к белому цвету, например: красный и розовый, синий и голубой и т. д.
Цветовой тон — это отношение цвета к его оттенкам. Разницу в цветовом тоне одного и того же цвета можно обнаружить, смешивая краски, например, желтая краска без примеси другого цвета будет отличаться от такой же краски с примесью красного или синего цвета (желтая, оранжево-желтая, желто-зеленая).
Насыщенность цвета — это степень его яркости, которая может изменяться в зависимости от наличия в нем серого цвета. Чем больше хроматический цвет отличается от серого, тем он насыщенней. Наиболее чистыми и насыщенными являются цвета спектра.
Хроматические цвета делятся на теплые и холодные. Теплые цвета передают чувство теплоты, напоминая цвет солнца (красный, желтый, оранжевый и все их тона). Холодные цвета передают чувство холода (синий, зеленый, фиолетовый и все их тона). Теплота и холодность тона зависят от преобладания в нем оттенка холодного или теплого цвета, например: красный цвет может быть холодным, если он с синим оттенком, зеленый — теплым, если он с желтоватым оттенком. Теплые тона привлекают большее внимание и создают впечатление близости предмета, холодные — его отдаленности. Возьмем для примера синий и желтый цвета; желтый цвет обладает наибольшим приближающим, а синий-наибольшим удаляющим эффектом. Пользуясь этими свойствами цветов, вышивальщица может усилить рельефность деталей вышивки, сделать узор более четким, передать объемность форм. Фон для вышивки следует брать отступающего тона, а рисунок вышивать выступающими тонами. Все хроматические цвета хорошо выступают на сером фоне.
Искусству подбора цветов можно учиться у природы. Чистые цвета спектра в природе встречаются редко, например, зеленый обычно имеет сероватый или коричневатый оттенки, красный — коричневатые. Сероватые, коричневатые тона придают сочетаниям красок спокойный, приятный характер. В вышивке не рекомендуется пользоваться только чистыми цветами спектра. Лучше использовать полутона, промежуточные оттенки цветов. Такие сочетания более мягкие, спокойные и лучше смотрятся. С ярким хорошо сочетаются серые и коричневые цвета и их оттенки, а также белый и черный цвета, например: синий хорошо сочетается с серым, белым, черным, но если еще добавить коричневый цвет, то получится более мягкая гамма. Наиболее легкое и спокойное сочетание наблюдается в пределах оттенков одного цвета: бледно-голубого, голубого, густо-голубого, синего.
В сочетаниях одни цвета дополняют, оживляют друг друга, а другие теряют значительную часть своего тона, например, красный цвет рядом с синим выглядит ярко-красным, а синий рядом с желтым значительно ярче, чем желтый. Если поставить рядом красный и желтый цвета, то красный потеряет яркость и приобретет желтый оттенок. Так же синий теряет свою силу и красоту рядом с зеленым цветом. Красный цвет на белом фоне становится темнее, а на черном фоне — ярче.
В вышивке должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета, то есть должна присутствовать цветовая гармония. Признаком гармоничности сочетаний является свойство тонов взаимно повышать звучность цвета, не производя впечатления пестроты, то есть надо, чтобы каждый цвет или тон узора, взятый в сочетании с другими цветами, не выпячивался и не пропадал, а участвовал в создании общего впечатления от изображения, подчеркивая его главные детали.
Находя гармоничные сочетания, следует учитывать количественное соотношение цветов, например, зеленый цвет на красном фоне — сочетание резкое, неприятное, а небольшое красное пятно на зеленом фоне производит очень спокойное впечатление.
Все эти указания являются общими, элементарными в подборе цветов. При вышивании может встретиться много затруднений, но надо помнить, что чем больше и вдумчивее будет работать вышивальщица, тем скорее она освоит процесс художественной вышивки.
Л. Сычева, «Вышивка», 1992 г